Отличительные особенности русской бани

Поход в баню должен доставлять особое удовольствие, поэтому ее интерьер необходимо продумать до мелочей. Каким должен быть правильный и функциональный дизайн бани внутри? Фото, представленные в большинстве рекламных каталогов, говорят об одном: удобные полки, наличие парной, моечной и комнаты отдыха. Задача вроде бы простая — создать современную русскую баню, удобную для себя, своей семьи, гостей или других посетителей. Но ведь всегда хочется сделать из своего творения шедевр. То же самое касается и интерьера парной и комнаты отдыха.

Сюжет[ | ]

В Викицитатнике есть страница по теме: Особенности русской бани, или Банные истории

В центре сюжета фильма — три эротические байки, рассказанные банщиком Митричем подвыпившей компании, пришедшей попариться в русской бане.

«Банная нечистая сила» — о том, как пьяный плотник плеснул на каменку вместо воды огуречного рассола и что из этого вышло.

«Банный Левша» — о деревенском «Левше», решающим техническим изобретением проблему пышущей здоровьем и жизненной силой вдовы-барыни, которой по условиям завещания мужа нельзя в течение пяти лет вступать в интимную близость с особами мужского пола.

«Банное перемирие» — о двух красноармейцах, которые, возвращаясь с задания, перепутали направление и попали в баню в немецком тылу.

Ключевые отличительные черты русской бани

Основная разница заключается в конструкции помещения. Классический вариант выглядит следующим образом: комната для мытья; парилка, оснащенная печкой; предбанник. Последний использовали для отдыха между парениями, там находились емкости с водой и осуществляли сеансы массажа. В моечной комнате тело обмывают перед посещением парилки, там же человек отдыхал в перерывах между визитом в самую жаркую комнату «мыльни».

Входная дверь в парную имеет необычную конструкцию, она невысокая, маленькая и оснащена большим порогом. Это необходимо для того, чтобы горячий пар не покидал пределы комнаты.

Внутри парилки сохраняется средняя температура и такая же влажность, что способствует быстрому образованию раскаленного и влажного воздуха. Средние показатели температурного режима в классической бане варьируется от пятидесяти до девяноста градусов. Влажность составляет от двадцати до шестидесяти пяти процентов. Именно из-за этих показателей банные традиции России существенно отличаются от аналогичных ритуалов в Европе.

Из-за экстремальных условий ко времени нахождения в бане предъявляются строгие требования. Даже закаленному человеку не стоит пребывать в парилке более двадцати минут, а новичку достаточно и пяти. Например, в турецких хаммамах, отличающихся невысокой температурой и низкой влажностью, можно находиться сколько душе угодно.

Также русская баня отличается применением в парилке веников. Их сплетают из веточек кустов или деревьев с добавлением лечебных трав. Однако ради справедливости стоит отметить, что подобный «аксессуар» активно используют и в банях Финляндии. Жители северной страны применяют березовые веники для массажа. А вот русский народ уделяет данному предмету особое внимание, да и их ассортимент способен поразить любого человека.

Чаще всего наши парильщики используют веники из ветвей липы, березы или дуба.

  • Вязанки из «русской красавицы» обладают противовоспалительными свойствами и помогают вылечить ранки на теле;
  • Веник из дубовых веточек при высоких температурах выделяет особое масло. Проникая через раскрытые поры в организм, оно очищает его от шлаков;
  • Липовый «аксессуар» успокаивает возбужденную нервную систему, помогает бороться с патологиями почек и печени.
С помощью веника можно провести самомассаж, после которого кожные покровы становятся гладкими и шелковистыми на ощупь. Правильная «обработка» вязанкой поможет справиться с болями в суставах.

В ролях[ | ]

Компания в бане:

  • Митрич — Виктор Бычков
  • Смешливый — Олег Куртанидзе
  • Простак — Олег Милеев
  • Витька — Павел Степанов
  • Смешливая — Ираида Соколова
  • Загорелая — Ольга Зуева
  • Блондинка — Любовь Русакова

«Банная нечистая сила»:

  • Плотник — Александр Пятков
  • Жена — Ирина Григорьева
  • Гадалка — Анастасия Каденцева
  • Банница — Любовь Тихомирова (в титрах — Негинская)

«Банный Левша»:

  • Барыня — Оксана Сташенко
  • Барин — Валерий Добронравов
  • Левша — Андрей Карпов
  • Кум — Вячеслав Кулаков
  • Приказчик — Константин Чепурин
  • Светлая сенная девка — Любовь Медведева
  • Тёмная сенная девка — Елена Лущик

«Банное перемирие»:

  • Маленький партизан — Олег Чудницов
  • Длинный партизан — Николай Тонский
  • Немецкий офицер — Михаил Котов
  • Немецкий часовой — Сергей Донских
  • Светлая немка — Алла Лебедева
  • Тёмная немка — Мария Русакова

Съёмки[ | ]

В титрах фильма авторы благодарят жителей подмосковного села Комягино, одну из московских саун и ресторан «Усадьба», который изображает во второй истории фильма барский дом — это здание расположено в Москве по адресу Дольская улица, д. 10 на территории музея-заповедника «Царицыно», бывшее здание канцелярии: «дом Удельного ведомства», известное также как «Дом Шкулёва» — поэта Ф. С. Шкулёва, в первые годы Советской власти работавшего здесь в качестве председателя президиума Ленинского волостного Совета.

Критика[ | ]

Фильм получал только негативные отзывы. Редактор «Видеогида» Михаил Иванов описал фильм так: «Обыкновенная эротика на грани мягкой порнухи, снятая с претензией на юмор»[3].

Кинокритик Сергей Кудрявцев у себя в дважды включил фильм в свои антирейтинги, в том числе как худший фильм за четверть века, присвоив ему 1 балл из 10 возможных[4][5].

Журнал «Вестник», резко критикуя все продолжения «Особенностей», вышедших за двумя оригинальными «Охотой» и «Рыбалкой», это самопровозглашённое продолжение назвал «пошлым и бездарным»:[6]

«Особенности русской бани» и вовсе смотреть невозможно. Любая уничижительная оценка не будет чрезмерной. Смотреть этот фильм нельзя и говорить о нём не хочется.

— Журнал «Вестник», № 1, 2000

Отмечалось, что фильм выполнен в жанре лубка, работа режиссёра и актёров оценивалась полярно — и как «любительская»[7], и как вполне профессиональная, при негативной оценке фильма:

Это с блеском снятая с актёрами и актрисами не эротика, а почти порнография. Неужели нам необходимо было набирать художественный потенциал, открывать и совершенствовать ВГИК, чтобы потом снимать такое. Но прелестные русские лица, дивные, обаятельные женщины. Подловатость в использовании чистейшего русского антуража для в принципе не русской картины.

— С. Н. Есин[8]

При этом Михаил Трофименков заметил, что, хотя фильм и не имеет отношения к настоящим «Особенностям» Рогожкина про охоту и рыбалку, его появление «не шокировало», и фильм своей эвфемистичностью темы «про баню» уместнее к ним, чем вышедшие продолжения самого Рогожкина на тему «про политику» или «про футбол». А выбор Виктора Бычкова на роль Митрича — аллюзия на Кузьмича в лентах Рогожкина из настоящих «Особенностей» — киновед Любовь Аркус посчитала закономерным не только в связи с образом, созданным «Особенностями», но и с типажом — «настоящий мужик, разве что с чудинкой»:

Чудинка эта распространяется и на эротическое обаяние — кажется, что он, совсем как Фёдор Павлович Карамазов, полюбит женщину даже за изгиб мизинца на ножке. Может, именно поэтому Виктора Бычкова в последнее время так охотно зовут в новое русское мягкое порно — будь то «Бомба» или «Особенности русской бани».

— Новейшая история отечественного кино: А-И / Александр Голутва, Любовь Аркус. — СЕАНС, 2001. — 498 с. — стр. 179

Позже оценки фильма делались со учётом времени его съёмок и дальнейшей кинокарьеры создателей — актёров, продюсера и режиссёра, который позже снимет ряд фестивальных фильмов и «верится, способен „взять вес“ полноценной комедии».[9]

Неофициальное продолжение «Особенностей национальной охоты» в жанре софт-порно. В банщике с ужасом узнаёшь Виктора Бычкова (всего через три года он получит премию «Золотой орёл»). Продюсер «Бани» Михаил Бабаханов — человек и вовсе интересной судьбы: все 90-е снимал эротику разной степени тяжести («Секс-вампир в России», «Оргазм под бой курантов»), а к концу нулевых стал вкладывать деньги в чисто фестивальные картины Грымова и Хомерики.

— кинокритик Дмитрий Буныгин, журнал «Собака.ru», 2013 год[10].

Ди-джей радиостанции «Максимум» Александр Абрахимов в своей рецензии на телевизионную неделю с 1 по 7 мая 2000 года охарактеризовал показ этого фильма по шестому центральному каналу (тогда на этой частоте был канал «ТВ-6 Москва») как главное антисобытие семи прошедших дней:

Самым сильным впечатлением стал для меня… фильм «Особенности русской бани» (ТВ-6). В программе написано — «эротические новеллы». Если это — эротика, что же тогда порнография? Более топорной пошлости и скабрёзности я ещё не видел[11].

Фильм включён в Список фильмов, запрещённых к открытому показу в Республике Беларусь[12], а также изымался из ретрансляции в стране прямого эфира московского канала «ТВ-6»[13][14].

Баня и сауна для здоровья и красотыВера Соловьева, 2013

Известна у россиян поговорка: «Баня — мать вторая. Кости распарит, все тело поправит». Считается, что самой первой баней было дупло дерева. Предки русичей имели обыкновение бросать раскаленные камни в дупло с водой, скопившейся после дождей, и забираться в эту воду. Вместо мыла использовали золу. Впоследствии в стволах деревьев стали специально выдалбливать или выжигать дупла для бань.

На Руси специальные постройки для бани[1] появились задолго до крещения народа. В глубокой древности у славян существовали мыльни, влазни. До сих пор сохранился особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян: баня по-белому и баня по-черному. Конечно, не все русские могли позволить иметь дом-баню. Они парились и мылись в печах. Растопив печь, они хорошо разогревали ее, удаляли угли и выметали золу, ставили чугунок с водой и устилали пространство печи соломой. Лежа на соломе, человек время от времени сбрызгивал свод печи водой из чугунка и таким образом парился. Голова у него при этом торчала из печи.

О том, что из себя представляла баня в северных регионах России, мы можем прочитать у известного русского писателя Василия Белова:

«Редкая семья в деревне не имела своей бани. Правда, на Севере встречались такие волости, где бань не рубили совсем, например, на реке Монзе, где всю жизнь мылись в печах. Но таких мест немного.

Верхние ряды срубов и потолок бани рубили и стлали особенно тщательно, поскольку от этого зависели жар и вкус. В хорошей бане хорошо даже тогда, когда нижние венцы совсем сгнили, а пол промерзает. Помимо каменки и двух-, трехступенчатого полка, в бане стояли одна-две лавочки. Предбанники строили без потолка, холодные».

Кроме обычных бань для мытья со временем появились и другие виды бань, особенно с возникновением больших поселений и городов. Например, в XVIII веке в России возникли врачебные, так называемые «бадерские» («бадерные») бани. Хозяева этих бань назывались бадерами. Так иной раз называли и работников этих заведений. Без разрешения правительства открытие подобных бань не допускалось. Это были своего рода лечебные учреждения, которые содержались обычно иностранцами. В подобных общественных современных банях, кроме предбанника, зала для мытья и парилки, могут быть еще кабинеты для принятия ванн и душа, плавательный бассейн, массажные кабинеты, тренажерные залы, а также — кафетерии, комнаты отдыха и т. п.

Но вернемся к традиционной банной процедуре и рассмотрим некоторые виды старинных славянских бань, многие из которых сегодня забыты.

Растительная баня

. Одним из вариантов бань ведуновзна харей является сохранившаяся до сих пор процедура оздоровления с помощью обкладывания всего тела больного лекарственными травами. Это так называемая растительная баня.

Все знают, что для оздоровления организма человека от многих болезней требуется создать условия для сильного поте ния. Для этого брали холщовый мешок, наполняли его свежей листвой березы или липы, или ивы, помещали в него больного, мешок затягивали у шеи. Человек таким способом «парился», потел, благодаря своеобразному микроклимату, создаваемому растениями. Такой способ очень эффективен при простуде, выводит шлаки, усиливает потоотделение, снимает «ломоту» и усталость, успокаивает и восстанавливает сон. Этим способом пользовались в древности русичи, кубанские и запорожские казаки.

Наши далекие предки проблему «ароматизации» решали иногда весьма оригинальным способом: они делали бани в виде временных шалашей из веток и листьев разных деревьев. В зависимости от желания получить тот или иной аромат выбиралось и дерево (ветки, листья), чаще всего использовалась липа, потом береза, можжевельник и так далее. Есть версия, что именно банные «шалаши» подсказали нашим предкам создать чудо «банного дела» — веник.

Баня-землянка.

В селениях древних славян строились оригинальные по своей конструкции и довольно практичные бани-землянки и полуземлянки.

В большой яме укрепляли стены, сверху накатывали бревна. Сначала такое помещение использовали как жилище, а когда научились строить рубленые бревенчатые избы, стали использовать ямы для бань. В такой бане заделывались щели перекрытия, и для предотвращения потери тепла насыпалась сверху земля.

Полуземлянка — тоже земляная баня, но над ямой возвышался небольшой сруб, в нем имелось небольшое оконце, затянутое бычьим пузырем или заткнутое соломенной затычкой. Внутри устраивался очаг, и топилась такая баня по-черному, то есть без трубы. Дым выходил через дверь или специальную отдушину.

Использованную воду отводили при помощи отводного желоба, над которым настилался пол из полубревен. В земляной бане устраивали два полка, один для парения, другой — для мытья. Дверь всегда открывалась внутрь для предотвращения потери тепла, да и откопаться от завалившего зимой баню снега легче. Очаг топился, разогревал камни. Затем горячие камни бросали в кадки с водой. Пар получали, брызгая на камни, и при помощи веника парились.

В настоящее время наступает бум возрождения баньземлянок — появились проекты строительства на дачных участках новых индивидуальных парных бань полуземляного типа. Если территория имеет сильный перепад местности, то землянки получаются очень дешевым видом дачных бань. Новые технологии, строительные материалы могут дать долгую жизнь такой, казалось бы, устаревшей конструкции, как землянка.

Песчаная славянская баня

. Сегодня в области курортологии возрождается оригинальный вид лечения — псаммотерапия, лечение песком. Считается, что это очень перспективное направление оздоровления. Хотя в недалеком прошлом во многих южных районах России с целебной целью использовались песчаные бани, они обеспечивали если не полное излечение, то улучшение состояния здоровья. Сведения о них сохранились как в устном творчестве южных народов, так и в воспоминаниях казаков Дона, Кубани.

В псаммотерапии используется морской, озерный, речной песок, в состав которого входят кварц, полевой шпат, слюда и другие породы. Песок с темным отблеском за счет высокого содержания железа очень сильно нагревается и хорошо удерживает тепло. В зависимости от величины песчинок песок может быть крупнозернистым (более 0,5 мм), среднезернистым (от 0,5 до 0,25 мм) и мелкозернистым (от 0,25 до 0,1 мм). Для лечения больше всего подходит среднезернистый песок.

Сегодня учеными доказано, что целебный эффект его обусловлен и температурным, и механическим воздействием. Песок прекрасно удерживает тепло, плохо его проводит и медленно отдает поверхности тела человека, вызывая благоприятную ответную реакцию со стороны нервной, сосудистой и других систем организма.

Покрывая тело, песок нежно массирует кожу и подлежащие ткани. Будучи сухим и пористым, песок хорошо впитывает обильно выделяющийся пот, поэтому тело не перегревается и жар песка переносится легко.

Песчаную баню делают так. Обнаженного больного закапывают в горячий песок, нагретый летним солнцем. Песком засыпают все тело, оставляя только лицо. Процедура длится 20–30 минут.

Во время сеанса необходимо постоянно поддерживать водный режим, то есть давать пить маленькими глотками горячую воду или лечебный настой.

Общий прогрев, обильное потоотделение такой бани эффективно лечит паралич, невралгию и многие заболевания опорно-двигательной системы: артрозы, артриты, ревматизм, миозиты различного происхождения.

Способы использования целебных свойств песчаных ванн могут быть в виде как общих, так и местных процедур.

Для самостоятельного проведения общих песочных ванн (когда воздействию песка подвергается большая часть тела человека) необходимо соблюдать следующие условия. Взрослым следует проводить процедуру при температуре воздуха не ниже 20 °C, детям — не ниже 23 °C. Кожу перед процедурой нужно вытереть насухо. Лечь нужно лицом вверх, в предварительно вырытую в песке размером с человеческое тело яму. Голова должна находиться в тени. Под голову следует положить полотенце, на лоб — смоченную в прохладной воде салфетку (ее следует менять по мере нагревания), тело засыпать слоем горячего песка толщиной 5–6 см, причем в области живота он не должен превышать 1–2 см. Область сердца необходимо оставить свободной.

Местная псаммотерапия проводится на пораженных областях: конечностях, пояснице, отдельных суставах. Продолжительность сеанса псаммотерапии достигает одного часа.

Участие известных актёров[ | ]

Продюсер фильма никогда не скрывал своего отношения, но отмечал, что это было такое время («и мы ещё как думали: если это идёт на центральных каналах, то и нам можно»), при этом фильм получил прокатное удостоверение, легально выходил на видеокассетах и даже один раз был показан по общероссийскому центральному телевидению (премьера состоялась в ночь со 2 на 3 мая 2000 года на телеканале «ТВ-6»)[15][16][11]. Также он отметил, что фильм в условиях упадка кинопроизводства был чисто коммерческим проектом, и, по его словам, видеокассеты расходились с огромным успехом — фильм обогнал по продажам ряд американских блокбастеров:[17]

Кстати, жаль, что это нельзя доказать документально, но «Особенности русской бани» — я не знаю других проектов, где на вложенный рубль продюсер получил четыре. Ни «Бумер», ни фильмы «Первого канала» никогда не получали четыре к одному. Это был чисто коммерческий проект. Кто-то спасался сериалами, а я спасался вот этим. С точки зрения производства это самый дешёвый жанр, который всегда пользуется спросом. Я старался зарабатывать. Но предложи мне сейчас это сделать — я откажусь.

— продюсер фильма Михаил Бабаханов[18]

Виктор Бычков в интервью «АиФ» в 2014-м году говорил по поводу фильма, что просто не знал, что получится:[19]

Ничто беды не предвещало. Эх, кабы заранее знать, что получится… Я настоял на варианте Митрич, честно отработал 18 часов и, получив гонорар, уехал домой. Спустя какое-то время мне позвонили и вызвали ещё на два дня. А потом вышел фильм… Этакая русская эротика.

Александр Пятков так говорил о фильме и съёмках в нём:[20]

Совершенно «левые» ушлые продюсеры решили заработать на волне успеха фильмов Александра Рогожкина, спёрли чужое название и сняли фильм. В защиту артистов хочу сказать, что кино в нашей стране тогда практически не снималось, а кушать, как говорится, хотелось. Любочка [Тихомирова] была очаровательна — молодая, энергичная… Раздевалась перед камерой без тени смущения.

Оксана Сташенко говорила, что это была обычная актёрская работа:[21][22]

Не то, что мне стыдно за эти фильмы — там актёрская моя работа как раз очень хорошая, — другое дело, что его представили как эротический фильм. Но, как ни странно, после этого фильма даже серьёзные режиссёры обратили на меня внимание, потому что я нормально сыграла свою роль.

История Русской бани

Главная Русская баня История Русской бани

Русская баня имеет древнюю историю и возникла она вместе с зарождением славянских племен. Основной источник передачи данных о Русской бане – традиции и устное народное творчество. Историки российские не сильно стремились описывать баню, да и как иначе, ведь для русского человека она была само собой разумеющаяся. Поэтому мы знаем об истории бани больше из источников от иностранных историков и путешественников. Нам же больше о бане рассказывают предания, сказания. Песни, пословицы, поговорки, которые дошли из глубины веков, дошло до нас и упоминания о целебной силе бани.

Большое значение бане уделяли лекари и знахари. Они считали, что в банной процедуре воедино сливаются стихии природы – вода, огонь, земля и воздух. Древние славяне будучи язычниками и поклонялись богам отвечающим за эти стихии. В бане человек соединяет эти силы прикладывая еще и свою душу принимал покровительство стихий и получали частицу их могущества. Существует много праздников, связанных с огнем и водой. Например, на Ивана Купалу наши предки прыгали через огонь, очищаясь от зла и болезней, а ночные купание в реке или озере позволяли слиться с природой и приобщится к ее жизненным сокам. На масленицу сжигали чучело зимы, тоже очищая дорогу весне огнем. В сказках присутствует живая и мертвая вода поскольку славяне верили в очистительную и целебную силу воды. Люди знали, что здоровье напрямую связано с чистотой. Баню считали родительницей «живой» воды, направляющей жизненную энергию в нужное русло.

Значение бани

В жизни русского человека баня имела такое большое значение и была культурным наследием и национальной гордостью. Правда баня в начале имела другие названия, поэтому древних летописях можно обнаружить многочисленные упоминания о мыльнях. Были и другие названия, такие как — «влазни», «мовницы», «мовьи». Существует древний документ договор с Византией, датированным 907 годом, даже специально был пункт, в котором оговаривалось, что прибывшие в Константинополь русские послы будут, когда захотят, «творить мовь». О банях упоминаются в «Повести временных лет» и уставе Киево-Печерского монастыря. Монахи тогда были весьма начитанными и знали толк в вопросах врачевания и использовали бани для лечения. Употребляя такие простые полезные свойства бани, при монастырях стали устраивать бани и наблюдать их действие, какой целебный эффект они оказывали на больных. Когда лечебные свойства жара и пара подтвердились, при банях стали организовывать своеобразные больницы, которые назвали «заведения для немогущих», которые явились первыми лечебницами на Руси.

Иностранцы и русская баня

Русскую баню невозможно сравнить с азиатскими, а уж тем более, с европейскими, ведь в ней воздействие пара намного сильнее. И несмотря на то, что труды древнегреческих врачевателей, первые обратили внимание, сколько пользы может дать человеческому организму терма. Русская баня по воздействию была сильнее потому, что главным атрибутом является веник и паровое воздействие. И хотя с понятия иностранцев банщик хлещет разгоряченные тела, и со стороны видится, что это просто пытка. Но это на взгляд иностранцев, которые впервые попадали в парную. Стоило им попробовать русскую баню, они чувствовали прилив сил и бодрости. Так чужеземцы на всю жизнь запоминали острые, удивительно необычные ощущения, связанные с парной. Во всевозможных описаниях они разнесли по всему миру славу о ней, как о целительнице от многих недугов. Существует множество иностранных книг, в которых путешественники делятся своими яркими впечатлениями о путешествиях по русской земле и непременно там есть упоминание о бане.

Арабы и сами знали толк в бане, но русскую баню описывали отдельно, так в древней арабской рукописи описывается, как наши предки строили бани. Там говорится, что это был небольшой деревянный дом с одним небольшим окошком. Баню собирали из бревен, щели между бревнами забивали древесной смолой и лесным мхом. В углу бани ставили печь или очаг, который был обложен булыжниками, непременно здесь же находилась бочка с водой. Когда камни накалялись от огня, на них брызгали водой, предварительно закупорив дверь и окно. Иностранцев поражало, что местные жители после жаркой парной, с разбегу ныряли в ледяную прорубь или снежный сугроб. Поэтому они казались невиданными богатырями.

Баня по-белому и по-черному

Люди парятся, взбираясь на полки, которые похожи на лестницы из нескольких ступеней. Чем выше – тем жарче и гуще пар. На самой верхней полке в состоянии находится только самые опытные и самые выдержанные парильщики, ведь там температура очень высокая. Баня по-белому и по-черному существовали в одно и тоже время и отличались наличием или отсутствием печи. Баню строили просто — это был маленький сруб с двумя комнатками и низким потолком, но баня по-черному отличалась тем, что чаще это было одно помещение, иначе очаг было бы не вытопить. Сейчас баня по-черному – большая редкость, но в Западной Сибири и на Среднем Урале еще остались таковые есть и их любители. Черной такая баня называется потому, что уже после первом топлении, потолок и стены сразу же становились черными, ведь из-за отсутствия дымохода дым поступал от очага в баню. Когда камень прогревалась, удаляли из очага золу, баню очищали от копоти, стены окатывали горячей водой, поддавали пару, плеснув на каменку воду. Баня по-белому имела печь с трубой и поэтому баня не коптилась. Чаще такая баня делалась с предбанником и даже еще с комнатами. Такие бани имели все зажиточные люди и эти бани были намного больше чем просто баня. Она уже была культурным центром семьи, где еще дополнительно занимались хозяйскими делами.

Русская культура насыщена разными традициями, и одной из яркой и незабываемой, оставшейся неизменной, стала русская баня, которая переросла из гигиенической процедуры в нечто большее. Она стала, скорее, явлением культурологическим, отражающим характер нации. В России парились все и богатые и простые люди. Петр Первый, ярый поклонник запада, русскую баню очень любил и по его приказу баня была построена даже для русских солдат в Париже, собрав толпы удивленных зевак, которые говорили, что такие процедуры могут довести до смерти. Бане на Руси посвящали даже народные праздники, например — День Аграфены Купальницы, который сопровождался народными гуляниями. В этот день заготавливали банные веники и принимали баню. Существует множество интересных исторических фактов, и история Русской бани располагает ими, но можно много говорить о бане и не сказать о тех положительных влияниях, которые она оказывает на организм.

Основное отличие Русской бани от других

Настоящая Русская баня – паровая баня в которой главный инструмент управлением паром является веник. Без веника баня — не баня, она теряет почти половину своей значимости. Стоит, конечно, оговориться, что в безлесной зоне веник заменяли на рушник (полотенце), но он в точности выполнял все функции веника и поэтому мы здесь ставим знак равенства. Веник это не «ударный» инструмент, как некоторые думают стараясь вложить в него как можно больше усилия. Веник это универсальный инструмент управления паром и основные его функции: нагнетание пара, прогрев, массаж, охлаждение, ингаляции. При нагнетании им жара происходит активное потоотделение, осуществляется своеобразный массаж, наличие листа является и косметологом, и ингалятором. Поэтому основное отличие Русской бани от других, это прежде всего в ее комплексном подходе к оздоровлению и очищению организма через паровые процедуры с обязательным управлением паром веником.

Какой он веник для Русской бани?

Делают веники из веток таких деревьев, как дуб, липа, береза, вяз, клен, ольха, орех, ясень. Жители тундры парятся вениками из карликовой березы, а в Средней Азии — из веток солодки. Интересно, что можно использовать даже хвойные сорта деревьев: пихту, кедр, можжевельник. Применяют и травяные веники, но больше для ингаляций. Делают смешанные веники, например: дуб и клен, дуб и эвкалипт, березы и можжевельника. Обычно, в разные заходы пользуются разными видами веников, а связано это с особыми их воздействиями на организм и кожу человека. То есть, каждый из них обладает своим целебным эффектом.

Самый популярный веник – конечно же, дубовый. Его лист хорошо держит форму и устойчив к воздействию, прилипает к телу и отлично впитывает пот, так как имеет пористую поверхность. В его листьях находятся особые дубильные вещества, благотворно влияющие на кожу и очищающие ее. Кроме того, он снижает артериальное давление и обладает противовоспалительным действием. Однако и другие веники популярны особенно березовый, который обладает противовоспалительным действием, отлично заживляет раны и гнойнички, уменьшает боли в суставах и так далее.

Подготовка веника

Веник обязательно готовят к парению. Даже если это свежее срезанный. То его обязательно промывают и оставляют в холодной воде на полчаса. Сухой веник готовят холодным способом и горячим: в начале его ополапскиквают. А затем либо на пару часов опускают в холодную воду, либо на 15 – 30 минут в горячую 40 – 600С. Данная процедура сделает его мягким, шелковистым и ароматным. Очень важно веник не передержать и не запаривать в крутом кипятке, так как в этом случае листья сварятся.

Как правильно париться веником. Технология

Сразу, после того, как вы зашли в парную нужно спокойно посидеть, привыкнуть к жару и пару, и вдохнуть аромат. Далее парящийся ложатся на живот, а парильщик, держа в обеих руках по венику, начинает процесс. Голова накрывается или войлочной шапочкой или двумя вениками. Вениками начинают нагнетать пар и направлять его на тело. Легкими прикосновениями прогревают тело разогретыми листьями. Ни в коем случае не стегать это лишнее, можно тело растирать проминать, в случае перегрева омывать прохладной водой. Если листья подсохди, то веник нужно смочить в теплой воде, или в напаре трав. Движения выполняются в определенной последовательности: от ног до головы и обратно. При движении по ягодицам и голени движения дожны быть более динамичны, чтобы чильнее прогреть их. Спину прогреваем мягко. Плечи хорошо, а вот голову ни в коем случае не парим. Сначала веник поглаживает стопы, икры и ягодицы, а потом идут движения к рукам, вдоль спины. С боков это напоминает действие вееров, так как веник в этом случае едва прикасается к телу. После такого массажа уже можно переходить к постегиванию.

Если парящемуся станет слишком горячо, скажите, тогда парильщик замедлит движение и поднимет руки вверх, потрясая над вами веником или окунает веники в прохладную воды и протирает тело, после чего вновь продолжается прогрев. Растирание – это следующий этап. Производят его тем же самым веником, прижимая и проводя вдоль всего тела, как будто мочалкой. Продолжая процедуру, парящийся ложится на спину, а парильщик повторяет все движения, но сила при этом должна быть меньшей. Чтобы облегчить реакцию сердца, на его область кладут холодный, не пропаренный веник. Затем процедуру продолжают со стоп до плеч и обратно. Какова будет техника владения веником, зависит от температуры режима в парилке. Если жар будет ослаблен, то движения будут ударными, а растирания делают энергично. При нормальной температуре удары происходят четко, средней силы. Если жар слишком сильный, то вениками нужно пропаривать легонько, чтобы один веник создавал тепло, а другой — смягчал ее. По окончании процесса тело растирают веником, как мочалкой, одной рукой придерживая его за рукоятку, а ладонь второй руки удерживая на листьях, прижимая их к телу. Таким образом проводить веником вдоль всего тела. Помните при посещении бани помните, что парение должно быть комфортным. Если почувствовали головная боль, головокружение, тошнота, общая слабость или дискомфорт. Покиньте парное помещение и постарайтесь принять горизонтальное положение и разберитесь со своими ощущениями. После этого примите теплый душ и покиньте баню. Возможно это не ваш день.
Поделиться с друзьями:

Примечания[ | ]

  1. Новейшая история отечественного кино: 1992—1996 / Леонид Попов, Любовь Аркус. — СЕАНС, 2002—523 с. — стр. 571
  2. Михаил Трофименков — Снять и забить // Журнал «Коммерсантъ-Власть», № 20 от 26.05.2008, стр. 60
  3. Особенности русской бани // ВидеоГид
  4. Худшие российские фильмы за четверть века
  5. Худшие фильмы, увиденные мною в 2013 году
  6. Видеоклуб журнала Вестник
  7. Александр Левинтов — Пальцем сделанное кино (рецензия на комедию для взрослых «Особенности русской бани») // Альманах «Лебедь», № 154, 30 января 2000
  8. Сергей Николаевич Есин — На рубеже веков: дневник ректора, 2002. — 588 с.
  9. Деньги, водка и Гамлет // Новая газета, № 33 от 4 мая 2006
  10. Дмитрий Буныгин — Make me unsee it: Петербург в трэш-кино // Собака.ru, 2013
  11. 12
    ТВ-РЕЙТИНГ. Кесарю — кесарево…
    (неопр.)
    . Культура (11 мая 2000).
  12. Черный киносписок: какие фильмы запрещены в Беларуси // Интерфакс, 2009
  13. Общество ON-LINE (неопр.)
    . БелГазета (12 февраля 2001).
  14. Пора пропалывать «клубнику» (неопр.)
    . Беларусь сегодня (28 апреля 2001).
  15. Телепрограмма на неделю с 1 по 7 мая 2000 года (неопр.)
    . Правда (27 апреля 2000). — «ТВ-6 0:55 „Особенности русской бани…”».
  16. Прошла презентация видеорелиза фильма «Особенности банной политики, или Баня-2» // NEWSru.com, 26 сентября 2000
  17. Мы сами написали закон о порнографии // Газета.ру, 12.08.2005
  18. Виктор Бычков: «Про Кузьмича я сказал всё!» // Аргументы и факты, 04.09.2017
  19. Эвелина Ветрова — Любовь Тихомирова из сериала «Молодожены» снималась в порно // Собеседник, 26 января 2012
  20. Оксана Сташенко: «Я спокойно раздеваюсь на работе» // «Россия 1», 14 декабря 2005
  21. Оксана Сташенко: Пьер Ришар меня разочаровал // Экспресс газета, 26 июня 2008
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: