«Рассадники разврата»: зачем Екатерина II запретила общие бани


Бани сельские и городские

На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.

Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.

История русской бани

Постройка считается одной из древнейших на Руси. По заверениям историков, ее появление совпадает по времени с возникновением славян, как отдельного этноса. Считается, что баня объединяет в себя все четыре стихии: воду, землю, огонь и воздух. По преданиям наших предков, после посещения «мовни», человек становился сильнее духом и телом. Славян свято верили в целебные и очистительные «таланты» бани.

Перед принятием важного решения или перед отправкой в дальний путь, человек обязательно отправлялся попариться. Предложение посетить жаркую баньку впоследствии стало символом русского гостеприимства.

Баня на Руси – это любимое времяпрепровождение у всех слоев населения, попариться были не прочь аристократы и простые крестьяне. Возвести постройку мог каждый желающий, кто имел в своем распоряжении кусочек свободной земли. В середине семнадцатого века был издан указ о том, что строительство бань должно проводиться на удалении от жилых домов. Скорей всего это была своеобразная мера противопожарной безопасности.

Со временем помимо частных бань начали строить и общественные, где за определенную сумму помыться мог любой человек. Самыми популярными «мыльнями» считаются Сандуновские бани, возведенные в 1808 году и функционирующие до сих пор.

«Рассадники разврата»

Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.

В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе». Но предписания властей не выполнялись.

«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Целебное воздействие русской бани

Лечебные свойства парилки известны с древних времен. Если мытьё длится более тридцати минут, то активируется рост кровяных телец на двенадцать процентов, повышается уровень гемоглобина в крови.

Парилка способствует улучшению метаболизма. Если составлять список патологий, с которыми помогает справиться баня, то получится весьма внушительный перечень. Посещение «мыльни» рекомендовано при подагре, ревматизме, золотухе. Хорошо помогает бороться с лишним весом.

Регулярное посещение бани врачи советуют тем, кто мучается от застоев крови в печени и селезенке. Помогает парилка и при костных патологиях, недугах кишечника. Это лишь минимальный перечень.

Существуют и противопоказания к посещению бани. Не стоит наведываться в «мыльню» при туберкулезе, пороках сердца. Также отказаться от парилки придется беременным девушкам с угрозой выкидыша.

Поскольку при высоких температурах снижается выработка желудочного сока, то не стоит ходить в баню на протяжении четырех часов после приема пищи.

Парилка очищает от шлаков. В организме человека регулярно скапливаются вредные вещества, которые выходят при высоких температурах.

Шок для иноземцев

С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.

Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».

Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках… Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»

Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.

Традиционная русская баня

«Мовня» наши предков – это образец минимализма и максимальной эргономичности. Частная баня представляла собой обычный сруб из дерева, оснащенный небольшим окошечком, которое располагалось практически под потолком.

Щели между бревнами конопатили, используя мох и древесную смолу. С помощью таких манипуляций удавалось добиться в помещении относительной герметичности и теплоизоляции.

В углу баньки выстраивали огромную печь-каменку, которая считалась основным элементом интерьера. Сверху на нее выкладывали камни, с помощью них на протяжении длительного времени поддерживалась оптимальная температура.

Также в помещении располагалась ёмкость, наполненная чистой водой. После того как булыжники раскалялись, огонь тушили, а на камни из деревянного ковша плескали водицу. Вдоль одной из стен высились полки, их выбирали в зависимости от желаемого температурного режима. Чем выше, тем более раскаленный воздух. На самые верхние рисковали взбираться только опытные парильщики, ведь температура там могла достигать ста градусов.

Обычно бани возводили неподалеку от водоемов, после парилки люди выбегали на улицу и прыгали в озеро или речку. Максимального эффекта можно было добиться в зимний период благодаря большой разнице в температуре. Если отсутствовала возможность поставить сруб неподалеку от водоема, то для обливания применяли воду из колодца.

Для возведения бань использовали только дерево, причем разный сорт. Каждый тип древесины издавал чудесный аромат, добавляя банными процедурами особого шика.

Заготовка леса и подготовка глины

Хозяин-строитель заранее (за год) все лето заготавливал для стройки лес для бани. Обычно ездили за ним на Терешку: там было много дубовой поросли. Бревна ошкуривали, высушивали. То есть, к началу строительства бани из бревна, основной материал был полностью подготовлен будущим хозяином бани.

Из ямы за деревней привозили в фурах красную глину. Ее замачивали водой с вечера и мяли вместе с сенной мякиной в круге. Если была лошадь, то мяла она: какой-нибудь малец садился на лошадь и гонял ее по кругу, а мужики добавляли в круг по мере надобности глину, воду и мякину.

Когда хозяину не удавалось взять лошадь на конюшне, то в круг залезали пацаны и девчонки лет по 10-12. Вот была потеха: бегают ребятишки по всему кругу взад-вперед, толкаются, кидаются глиной. А глина от их возни мнется, делается эластичной. Переминают глину 2-3 раза. Ребятню родители не зря на эту работу направляли. Все цыпки и трещины на ногах у детишек от жирной глины при пляске в кругу тут же пропадали. Так, что двойная польза выходит: и глина смята, и ноги подлечены. Закрывают готовую глину на ночь тряпками, чтобы закисла и не высохла.

Созыв соседей на стройку

Этим же вечером хозяин стройки ходил по деревне по соседям и созывал их на помощь (в деревне говорили «на помог»). Никто никогда из приглашенных не отказывался: самому придется когда-нибудь строиться: сейчас не пойдешь – кто потом поможет? Вот и собирались все кто не болен от мала до велика, все кто мог помочь хоть чем-то.

В деревне имелась полевая солдатская кухня. Она кочевала по всем дворам по мере надобности. Хозяйка стройки расспрашивала соседок, у кого сейчас эта кухня. Кто-нибудь из них обязательно знал, и ребятня вприпрыжку, сопровождаемая хозяйкой, мчалась за кухней.

Что делали в бане на Руси

Впервые о русской бане упоминается в «Повести временных лет». Это X век. Но некоторые историки считают, что баня на Руси появилась намного раньше, в V–VI веках.

Издревле она считалась сакральным местом, где одновременно господствуют четыре стихии: вода, огонь, земля и воздух. Они очищают человека не только физически, но и духовно.

Русская баня кардинально отличается от европейских и азиатских — высокой температурой жара и таким неотъемлемым атрибутом — как березовый веник. Русский банный ритуал приводил в шок приезжающих иностранцев, которые называли происходящее действо пыткой и самоистязанием.

Когда англичане попали на Русь через Север, то отметили, что эти варвары топят избы «по-черному», потом в них семьями купаются, истязая друг друга хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд.

Первыми русскими банями были влазни по-черному. Печь там была без трубы. Дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Стены и потолок моментально становились закопченными, черными — что и дало название таким баням.

Парились в них лишь после того, как хорошо проветрят. Открывали все окна и двери, чтобы дым уходил наружу. Позже стали ставить печи с дымоходом. И такие бани назывались белыми. Парились на Руси и в обычных домашних печах. У них были просторные устья – почти полтора метра глубиной и около полуметра высотой. После приготовления еды, из теплой печи убирали золу, смывали копоть, настилали солому. Ставили кадку с горячей водой, чтобы сбрызгивать свод печи, залезали внутрь, ложились и парились.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ.

Без бани не обходилось ни одно торжество. Так, после рождения ребенка это событие обязательно нужно было «обмыть» в бане. Без нее не обходился и свадебный обряд. Накануне бракосочетания невеста с подругами ходила в баню. Соответственно, и жених с друзьями посещал парную. На следующий день после свадьбы молодожены также шли в баню. По выходе из нее — их встречала сваха и угощала жареной птицей и «банником» — хлебом, которым мать невесты благословляла к венцу молодых.

Иностранцев поражало, что русские предпочитают баню в качестве места общения. Как писал курляндец Яков Рейтенфельс, «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю. Суббота считалась банным днем. Не работали даже присутственные места. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’, чтобы избежать пожаров. В домашних банях мылись всей семьей. Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что «русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения не домашним, а большим общественным баням, где люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие «просветители» и «моралисты» того времени называли общие бани главным очагом разврата. Хотя и в Европе в то время совместный помыв мужчин и женщин был делом обычным.

Но свобода нравов и отношений, царившие в русских банях, приводила иностранцев в удивление. По их мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей — как они говорили — каждому цивилизованному (то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки.

Только после Указа Екатерины Великой совместный «помыв» был запрещен. В 1743 году бани разделили на женские и мужские. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами.

Но самыми знаменитыми и роскошными были Сандуновские бани в Москве. В этом банном дворце бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

В 1992 году Сандуны были объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. Русские парные бани за границей не прижились. Но иногда в Европе можно увидеть указатель с названием местечка несущем в себе слово banya.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: